М

2011
01.13

МАЙКА — трикотажная плечевая одежда (рубашка) без рукавов и воротника, без застежки, с большим вырезом горловины. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАКЕТ — модель чего-либо, предварительный образец, воспроизведенный в уменьшенном виде; условное объемное изображение предмета, дающее представление о его форме, пропорциях, функциях. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАКЕТНЫЙ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ — создание и разработка формы одежды методом наколки ткани на манекене или на фигуре манекенщицы. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАКЕТЫ ФИГУР (макеты-эталоны фигур) — гипсовые торсы, точно передающие форму и рельеф поверхности тела человека, их выполняют обычно от середины шеи до верхней трети бедра или в полный рост человека. Эти макеты служат своего рода объемным паспортом фигур типового телосложения и являются основой для последующей разработки промышленных манекенов. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАКИНТОШ — Плащ или пальто из непромокаемой прорезиненной ткани, назван в 30-е гг. XIX в. по имени изобретателя ткани, шотландского химика Чарльза Макинтоша. Также летнее (обычно габардиновое) пальто, которое, как правило, имеет прямой силуэт, средних размеров отложной воротник, на спинке шлицу, на полочках прорезные карманы с листочкой, потайную (супатную) застежку, рукава-реглан. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАКСИ-ЮБКА — расширенная книзу юбка, доходящая до щиколоток. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МАЛОМЕРНЫЙ — небольшого размера, недостаточного размера, неполной меры (маломерная обувь, маломерная одежда). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАНЕКЕН — деревянная или пластмассовая фигура в форме человеческого тела для примерки или демонстрации одежды. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МАНЖЕТА — деталь, оформляющая низ рукавов и брюк. Может быть притачной или цельновыкроенной с основными частями рукавов или брюк. Манжеты по низу рукавов могут быть мягкими, жесткими (накрахмаленными) или с формоустойчивой жесткой прокладкой внутри. Мода на манжеты в брюках началась в 1922 г., когда принц Уэльский во время дождя подвернул низ брюк. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАНИШКА — имитация блузки или рубашки, носится только под костюм, жакет, платье. Может быть украшена кружевом, жабо, рюшами и др. отделкой Появилась в моде в начале 16 в., в 19 в. стала частью мужской одежды и представляла из себя белый крахмальный нагрудник, который надевался под жилет. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МАНТО — женское широкое пальто, обычно меховое. В Европе в период средневековья манто было распространенной одеждой для улицы. Это был плащ в форме полукруга с вырезом для шеи. Он скреплялся спереди пряжкой или завязками. В XVIII в. манто шили из дорогой ткани — бархата или атласа. Чтобы не скрывать платья из тонкой нарядной ткани, полы манто делали расходящимися. Конструкция современных манто имеет свободную, расширяющуюся книзу, форму; шьют манто из ткани или меха. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАТЕРИЯ — ткань, текстильный материал, полотно. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАТЕРЧАТЫЙ — сделанный из материи, т. е. из ткани. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАТРОСКА — форменная фуражка без козырька, с лентой по околышу. Состоит из донышка из четырех клиньев и околыша, к которому прикрепляют синюю или черную ленту с эмблемой и надписью. Также, форменная верхняя блуза матроса с большим отложным воротником особого покроя. Так же называется женская или детская блуза такого же покроя, обычно из белой ткани с воротником с синими или голубыми полосками. Предполагают, что первые матроски сшили для детей английской королевской семьи в середине XIX в. Матроски настолько понравились, что вскоре стали едва ли не самой популярной детской одеждой. В конце XIX — начале XX вв. их носили дети из дворянских семей во всей Европе. Из детской моды матроски пришли в моду взрослых. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАТРОССКИЙ ВОРОТНИК — съемный отложной синий воротник с белыми полосками. Был введен в русском флоте в 1874 г. (с 1881 г. — с тремя полосками). Воротник с белой полотняной или синей фланелевой рубахой. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАШИНА ШВЕЙНАЯ — первые примитивные швейные машины появились лишь в конце XVIII в. По модели французского портного Тимонье было сделано 80 деревянных аппаратов для работы в мастерских. Лишь благодаря американцам Гау (1848 г., изобрел машину, которая делала 300 стежков в минуту) и Зингеру (1851 г., организовал крупное производство швейных машин) проблема была, наконец, решена. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МЕХАНИЗМ ЗАМКА — часть кожгалантерейного замка, предназначенная для фиксации накладки замка или рамки. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

МЕХАНИЗМ ЗАПИРАЮЩИЙ — механизм замка, предназначенный для запирания кожгалантерейного изделия ключом. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

МИДИ-ЮБКА — элемент дамской моды второй половины XX в.: расширенная книзу юбка, доходящая до середины икры. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МИНИ-БРЮКИ — очень короткие женские брючки; часто надевались с блузкой навыпуск, заменяли мини-юбку. Были в моде в начале 70-х гг. XX в. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МИНИ-ЮБКА — появилась в 50-е гг. XX в. в Англии. Юбка стала «короче, чем вспышка магния», обнажив не только колени, но и бедра. Бросив вызов морали, она стала символом независимости и свободы, которых достигли женщины. Создала ее модельер Мэри Куант. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МНОГОСЛОЙНОСТЬ — принцип соединения нескольких предметов одежды в единый ансамбль, позволяющий варьировать их назначение в зависимости от ситуации, сезона. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МОДЕЛИРОВАНИЕ — творческий процесс создания новой модели с учетом ее назначения и окружающей среды, свойств материалов, внешнего и внутреннего облика человека. В моделировании предметов одежды объектами разработок являются: форма и силуэт изделия, его покрой, выбор материалов, способов формообразования, композиция элементов, цветовое решение. Под «техническим моделированием» подразумевается процесс разработки чертежей и образца одежды по базовой готовой модели или по ее графическому изображению с использованием силуэтной основы изделия. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства одежды. Задачей моделирования одежды является разработка новой модели, выполнение образца, рассмотрение и утверждение его на художественных советах разных уровне (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МОДЕЛЬЕР — специалист по изготовлению моделей, образцовых экземпляров изделий (например, одежды, обуви, головных уборов, причесок и т. д.). Художник-модельер, работая над композицией одежды, руководствуется направлением моды, сложившейся в определенный исторический период или характерным для сегодняшнего дня, учитывает назначение одежды (бытовая, спортивная, театральная, специальная и др.), сезонность (зимняя, летняя), возраст потребителей. Для каждой модели подбирает пакет материалов (ткани верха, подкладки, прокладки, отделочные материалы), фурнитуру и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МУНДИР — форменная одежда, военная или гражданская. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МУФТА — принадлежность женского зимнего туалета для согревания рук; меховой или стеганый нарукавник (манжет) для вкладывания рук с обеих сторон. Появилась в XVIII в., прообразом муфты было воронкообразное удлинение узких рукавов, которые носили как мужчины, так и женщины во время холодной погоды. Поначалу муфты нашла применение в мужской одежде, она согревала руки, т. к. в моде в то время были короткие рукава. Позже новинку переняли женщины. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Ваш ответ