Т

2011
01.13

ТАЛИЯ — наиболее узкая часть туловища между грудью и бедрами. Так же называется и часть верхней одежды, прилегающая к этому месту.

ТАНГЕНЦИАЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ — трение материалов. У текстильных материалов силы трения и сцепления (цепкости) проявляются одновременно. Их характеристикой служит сила Тангенциальное сопротивление — сила, которая препятствует перемещению двух тел в плоскости их касания. Такие свойства текстильных полотен как сопротивление истиранию, скольжение материала, осыпаемость нитей из срезов ткани, раздвигаемость нитей в швах, распускаемость трикотажа определяются силами трения волокон, нитей и пряжи, из которых изготовлены эти полотна. От трения зависят и условия выполнения многих технологических операций изготовления одежды — настилание полотен, раскрой, конструкции швов, методы обработки открытых срезов и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТАЧАТЬ — устаревший термин в портновском деле: шить сквозной строчкой (тачать одежду). Отсюда — стачать, притачать, обтачать детали и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕКСТИЛЬ — общее название прядильно-ткацких изделий (ткань, трикотаж, нетканые полотна, нитки, сетки и пр.). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕКСТИЛЬНАЯ ЗАСТЁЖКА — то же, что велкро, «липучка», застежка, состоящая из двух лент. Лицевая сторона одной из них покрыта петлями из мононитей, лицевая сторона другой — петлями из мононитей с боковым разрезом, т. е. крючками. При соединении двух лент крючки входят в петли, и происходит застегивание. Разъединяются две ленты при их раздирании со значительным усилием. Текстильные застёжки используется в одежде и обуви. Изобрел застежку швейцарец Ж. Деместрель, который по аналогии с растением репейник сделал «липучку». Он запатентовал открытие в 1956 г., патент купили США, через несколько лет «липучки» появились во всем мире. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕКСТУРА — особенности строения твердого вещества, обусловленные характером расположения его составных частей. Текстура текстильных материалов характеризуется расположением волокон в пряже, видом крутки и степенью скрученности, видом переплетений при ткачестве и вязании, отделкой и др. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕЛОГРЕЙКА — стёганая ватная куртка, ватник. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕЛЬНЯШКА — матросская трикотажная поперечно-полосатая (в синюю и белую полоски) рубашка, надеваемая на тело. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕННИСКА — трикотажная верхняя рубашка с короткими рукавами. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕПЛОЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА — свойства, характеризующие способность материалов для одежды предохранять организм человека как от лишних тепловых потерь в холодное время, так и от перегрева в жаркое. Теплозащитные свойства зависят от теплопроводности волокон и нитей материалов, их плотности, толщины и отделки. Теплопередача через ткани одежды — сложный процесс, т. к. осуществляется разными путями: теплопроводностью, излучением, проведением паров влаги, выделяемой телом, конвекцией. Самое холодное, обладающее наибольшей теплопроводностью волокно, — лен, самое теплое — шерсть. Наиболее высокие показатели теплозащитные свойства имеют толстые плотные шерстяные ткани с начесом, шерстяные ватины, натуральный длинноворсовый мех. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕСЬМА — узкое плетеное или вязаное плоское изделие из хлопчатобумажной, штапельной, вискозной пряжи и текстурированных нитей; используется для отделки, окантовки деталей одежды, а также для завязывания, скрепления чего-либо. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОДЕЖДЫ — описание художественного оформления модели, особенности изготовления изделия, спецификация материалов и деталей, сложность обработки и др. сведения, необходимые для изготовления изделий в условиях производства. Техническое описание является одним из важнейших документов, необходимых для технологического расчета потоков. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ — описание технологического процесса изготовления швейных изделий с указанием последовательности неделимых операций и соответствующих данных о технологических параметрах каждой операции, средствах оснащения и трудовых нормативах. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — свойства текстильных материалов, оказывающие влияние на технологические процессы изготовления одежды (процессы резания, раскроя, пошива, выбора оборудования, режима влажно-тепловой обработки и др.). К технологическим свойствам относятся: сопротивление резанию, скольжение, осыпаемость, прорубаемость, усадка, способность материалов к формообразованию и формозакреплению, раздвигаемость нитей в швах, жесткость, драпируемость, толщина, поверхностная плотность. К этой группе свойств следует отнести также свойства, которые проявляются в эксплуатации: легкость ухода, восстановление формы изделий после стирки и химической чистки. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ ОДЕЖДЫ — такое конструктивное решение деталей, узлов и изделия в целом, которое позволяет при его изготовлении и ремонте применять наиболее прогрессивные методы обработки и сборки на производственных потоках и дает в результате высокую производительность труда и минимальную себестоимость продукции. Технологичность конструкции определяет степень прогрессивности технологии, степень механизации и автоматизации труда, трудоемкость и материалоемкость изделия. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕХНОЛОГИЯ ОДЕЖДЫ — совокупность приемов и способов изготовления одежды; предусматривает изучение, разработку и совершенствование технологических процессов переработки тканей, трикотажных и нетканых полотен и др. материалов (кожи, меха) в одежду, начиная с процессов раскройного производства, процессов обработки отдельных деталей и узлов, их соединения и сборки, процессы влажно-тепловой обработки и заключительные отделочные операции, а также контроль качества сборочно-соединительных операций и готовых изделий. Технология одежды излагает способы производства (массовый или по индивидуальным заказам), описывает средства, применяемые для соединения деталей, режимы влажно-тепловой обработки, технологические процессы изготовления конкретных видов одежды (пальто, платье, костюм и т. д.), технологический расчет потоков, технологическую документацию и др. В определенные периоды своего развития технология получает дополнительные характерные названия, обозначающие те или иные ее особенности: унифицированная (поузловая), прогрессивная (клеевая), малооперационная. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТИПОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ОДЕЖДЫ — наиболее характерная конструкция, выявленная при проведении типизации. На основе данных о типовой конструкции разрабатывается базовая конструкция, которая принимается в качестве основной. Множество моделей одежды можно представить ограниченным числом базовых конструкций, использование которых при разработке конструкций новых моделей позволяет сократить затраты времени на проектирование одежды, совершенствовать и унифицировать их технологическую обработку и др. Разработка базовых конструкций одежды производится на средние размер и рост внутри каждой размерной и полнотной группы населения. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТИПОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ — разработка типовых (однотипных) конструкций, деталей, узлов и изделий, технологических процессов, предназначенных для массового или серийного производства. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТКАНИ — изделия, образованные в процессе ткачества переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей основы (продольных) и утка (поперечных). Применяются и дополнительные системы нитей, служащие для образования ворса, петелек, узоров и т. п. Ткани вырабатываются в виде полотен или штучных изделий (платки, скатерти), имеют малую толщину (не более 5 мм), значительную ширину (до 1,5 м, иногда до 2,0 м) и длину до 20-40 м. Узкие ткани, шириной до 0,4 м, называют лентами. С появлением усовершенствованных ткацких станков и механизацией ткацкого производства, выработка тканей ускорилась, их структура и внешний вид стали значительно разнообразнее. Все вырабатываемые современные ткани классифицируют на бытовые и технические. Бытовые ткани используют для изготовления бытовой одежды и бытовых швейных изделий. Эти ткани вырабатывают почти из всех видов волокон и нитей. В зависимости от видов волокнистого состава их подразделяют на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые (из натурального шелка и из химических нитей). Выделяют ткани однородные (из одного вида волокон или нитей, либо с примесью не более 10% др. видов); смешанные — из нитей, полученных из нескольких видов волокон; неоднородные — в которых чередуются различные виды. По назначению бытовые ткани делят на бельевые, платьевые, костюмные, пальтовые, мебельно-декоративные и др. По структуре пряжи — на ткани из кардной, гребенной и аппаратной пряжи. По характеру отделки — на суровые, отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые, ворсовые. По виду дополнительной обработки — на аппретированные, мерсеризованные, тисненые, гофрированные, несминаемые, малоусадочные и др. По переплетению — на простые, сложные, мелкоузорчатые, крупноузорчатые. Виды тканей, отличающиеся друг от друга хотя бы одним показателем заправочных данных (толщина нитей, число их на единицу длины и ширины, переплетение и т. д.), обозначаются условными номерами — артикулами. Свойства тканей можно условно классифицировать на: — геометрические (толщина, ширина, длина); — механические — характеризующие отношение ткани к действию механических сил (прочность, растяжимость, жесткость, драпируемость, несминаемость и др.); — физические (проницаемость, поглощаемость, тепловые, оптические, электрические и др.); — усадочные — способность изменять размеры при стирке, влажно-тепловой обработке; — износостойкие — способность противостоять воздействиям различных разрушающих факторов (стойкость к истиранию, многократному растяжению и др.); — формовочные — способность образовывать и сохранять форму в одежде. Технические ткани используют для изготовления деталей машин, установок, сооружений, а также технических изделий. Наибольшее распространение получили: кордная прорезиненная ткань (для каркасов авиа-, авто- и велопокрышек шин); рукавные ткани передаточных устройств (пожарные рукава и др.); фильтровальные (для улавливания твердых частиц из жидкостей, газов и воздуха). Кроме того, технические ткани используют для парашютов, оболочек надувных сооружений, тентов (брезенты), в качестве заменителей кожи (кирза). Вырабатываются технические ткани почти из всех видов, текстильных волокон и нитей. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТОК — головной убор, шляпа или шапочка без полей. Появилась в европейском мужском костюме в XVI в. Это была небольшая бархатная шапочка с высоким верхом. Затем маленький высокий ток появился в женском костюме в XVII в. Позже ток укрепился в женской моде, его делали из фетра или непушистого меха (норка, каракуль и др.), украшали перьями, вуалью, драгоценностями, искусственными цветами и др. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТОЛСТОВКА — широкая с короткой застежкой у горловины, длинная в складку мужская блуза, которую носили с поясом. Названа по имени русского писателя Л. Н. Толстого, носившего такую блузу. Толстовка была почти основной повседневной одеждой мужчин (особенно номенклатурных работников) в Советском Союзе в период военного коммунизма (с 1917 по 1928 гг.). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТОП — легкая блузка, майка предельно простой формы на бретельках, которые могут по-разному завязываться: на плечах, на шее, перекрещиваться на спине, на груди. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ТРАФАРЕТ — в швейном производстве это полотно крафт-бумаги или клеенки, на котором по контурам лекал в раскладке пробиты отверстия. Его используют при раскрое материалов для изделий, фасоны которых длительное время не изменяются. Трафарет кладут на настил, припудривают мелом, отчего на верхнем полотне настила остаются пунктирные контуры деталей. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТРЕНЧКОТ — английское название шинели. Тренч — термин, обозначающий фасон одежды, напоминающей шинель. В начале 60-х гг. XX в. тренчкотом стали называть пальто (иногда и плащи) с глухой застежкой, отложным воротником, погончиками, с поясом и шлевками, хлястиками, любое пальто, имеющее сходство с шинелью или напоминающее армейский плащ или жакет. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТРИКО — плотная тяжелая костюмная или брючная ткань узорчатого плетения (костюмная имеет мелкий рисунок и идет на мужские костюмы и детскую одежду, а брючная, более плотная, — на шитье брюк); трикотажная одежда, плотно облегающая тело, которая используется как театральный или спортивный костюм; трикотажные женские панталоны. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ТРУСЫ — спортивные короткие штаны из легких тканей, а также принадлежность мужского, женского и детского нательного белья. Трусы спортивные, мужские и для мальчиков, шьют на поясе или с эластичной тесьмой, из сатина, ситца, саржи. Конструкции спортивных трусов зависят от видов спорта и являются частью экипировки футболистов, гимнастов, велосипедистов, пловцов и т. д. (например, трусы велосипедистов сравнительно короткие, прострочены по боковым линиям, по шаговой линии, сзади нашита овальной формы подкладка из оленьей замши или трикотажного полотна). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Т-СИЛУЭТ — заимствован из народной одежды простого, примитивного покроя типа просторной русской рубахи. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ТУАЛЕТ — одежда, наряд, преимущественно женский.

ТУЛУП — длинная распашная, не крытая сукном меховая одежда, не отрезная по линии талии, с высоким воротником; изготовляется из овчины белого, желтого или черного цвета. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТУНИКА — в современной моде — нечто среднее между платьем и блузкой свободного кроя: для платья она коротка, для блузки — длинновата. Носят тунику чаще поверх брюк, иногда поверх платья.

Ваш ответ