Секрет успеха бизнеса – в «здоровой» конкуренции

2011
06.20

 

Секрет успеха бизнеса – в «здоровой» конкуренции? Спорт укрепляет и приводит в порядок не только тело, но и бизнес! Способны ли цели, методики и идеи, используемые олимпийцами, вывести компании на новый уровень побед и успеха? Бизнес-тренер компании Business Relations Максим Журило рассказывает E-xecutive о том, чему учиться российским бизнесменам у чемпионов, зачем вести «здоровую» конкуренцию и как правильно ставить цели.Главной целью профессионального спортсмена является задача достичь результата – выиграть, стать первым, войти в тройку и так далее. И в бизнесе, и в спорте начинают пробовать себя многие, но не все становятся профессионалами, а в «чемпионы» проходят лишь единицы. А такие слова, как команда, поле, игрок, тренер и т.д., — давно вошли в обиход обеих сфер. Идеология, принципы, стратегии, тактики, приемы и методы, применяемые в спорте, представляют собой неисчерпаемый ресурс для использования в бизнесе, менеджменте и маркетинге. В беседе с E-xecutive тренер компании Business Relations Максим Журило рассказывает о том, чему нужно учиться российским бизнесменам у чемпионов мира, что такое «здоровая» конкуренция и как правильно ставить цели, чтобы выйти на новый уровень достижений.

E-xecutive: Откуда появилась идея сравнить бизнес со спортом?

Максим Журило: Существует две метафоры бизнеса: война и спорт. Война далека от моих представлений ведения бизнеса, а вот спорт – самое то. Есть несколько областей, в которых эти два значения очень похожи – это достижение результата, ограниченность по времени, конкуренция и команда. Все топовые компании в России – либо нефтегазовые монополии, которые не имеют никакого отношения к эффективности, либо государственные компании, которые существуют за счет денег – не зарабатывают сами. Иными словами, в России практически не существует ни одного успешного бизнеса мирового масштаба. При этом существует огромное количество успешных спортсменов, известных во всем мире. И многие собственники бизнеса или топы, которые имеют какой-либо спортивный бэк-граунд, зачастую ведут бизнес намного успешнее остальных. На мой взгляд, если взять идеи спорта и перенести их в бизнес, то шансы создать компанию с мировым именем увеличатся, несмотря на политические риски. Понятно, что у нас бизнес как таковой появился только 20 лет назад, не в пример другим странам. Однако нам есть, у кого учиться.

E-xecutive: Спорт невозможен без четко прописанных правил игры. Если бизнес – это спорт, то какие правила в нем существуют, кто их задает?

М.Ж.: Мне кажется, что правил никаких не существует. Все зависит от того, что у вас в голове. Познакомившись с большим количеством профессиональных спортсменов, я заметил, что они абсолютно по-разному относятся к спорту и также по-разному тренируются. Вы имеете то, во что вы верите. Если вы считаете, что то, что вы делаете – это то, что принесет вам успех, востребовано и принесет пользу окружающим, то, скорее всего, так оно и будет.

E-xecutive: В чем особенность конкуренции в условиях бизнеса как спорта? Что вы воспитываете в бизнесмене?

М.Ж.: Мы предлагаем человеку начать осознавать то, как он строит свои отношения, свой бизнес, свою команду. Это обучающе-развивающие программы для топов о лидерстве, о том, как создавать прорывы и добиваться экстраодинарных результатов. Потому что в большинстве случаев люди делают все на автопилоте. Это то, кстати, почему у спортсменов есть тренеры. Очень сложно видеть себя со стороны. Тренер дает этот недостающий компонент, причем условно нейтральный.

Что касается конкуренции, то, как бы это неправдиво ни звучало, в спорте высоких достижений успешные спортсмены не конкурируют и не воюют друг с другом. Каждый соревнуется за свой результат, и, более того, ни разу от спортсменов я не слышал, чтобы целью было – обогнать кого-то. Их цель – выложиться на 100%, максимально использовать весь тот ресурс, который есть в организме на данный момент. В бизнесе же большинство компании как раз пытаются обогнать своих конкурентов. Плохой бизнес пытается найти изъян в чужом, чтобы за счет него выиграть, вместо того, чтобы делать это за счет своих сил и своего ума. Это заведомо неудачный подход. Добиться истинного успеха можно создавая то, что вам нравится, вкладываясь в то, что вдохновляет. Определенное количество руководителей из числа наших клиентов, работая на конкурентном рынке, не смотрят на других игроков как на конкурентов. Скорее как на партнеров.

E-xecutive: В бизнесе тренер – наставник? Какая роль у него?

М.Ж.: Посмотрим на спорт. Когда маленький ребенок приходит в спорт, тренер становится для него наставником, учителем, который передает ему свои знания. В какой-то момент, когда спортсмен становится профессионалом и начинает показывать результаты выше тренерских, ценность наставника меняется: теперь его польза оказывается не в экспертности знаний, а в возможности видеть со стороны и подмечать те ошибки, которые ученик сам не увидит.

Что касается бизнеса, то там тренер вряд ли может дать профессиональные знания в области деятельности компаний. Он может применить свои знания в межличностных отношениях, повлиять на взгляды и цели.

E-xecutive: Сейчас в бизнесе очень популярным стало слово «коуч». Чем коуч отличается от тренера?

М.Ж.: Коуч не является носителем экспертных знаний, он позволяет вам открыть ваш потенциал. Тренер является экспертом в той области, которую он тренирует. Бывают разные типы коучинга:

- Life-коучинг. С таким коучем можно поговорить и найти решение многих жизненных вопросов. Основные темы: счастье, гармония, отношения и так далее.

- Executive-коучинг. Речь идет не обо всей жизни человека, только – о его работе. Почему клиенты коуча – руководители компаний? Потому что речь идет о непростой ситуации. У руководителя нет обратной связи от его подчиненных, зависимое положение которых в области финансов, рабочих мест и т.д. заставляет многое умалчивать и лукавить. Соответственно, у руководителя нет объективной информации о качестве собственной деятельности. К тому же, иногда у топа возникают мысли о неэффективности своей работы, а поделиться и услышать непредвзятое мнение со стороны не у кого. Руководитель не всегда может признать собственные ошибки и некомпетентность, так как это может повлиять на отношение к нему подчиненных. Тут и полезен коуч. Он может выслушать, поддержать, помочь найти решение и составить план действий. У тренера немного другая роль. Он дает понимание вещей: как видеть проблему, как ставить цели, как находить пути решения.

E-xecutive: У спортсмена цель одна – выиграть, так ли однозначны цели в бизнесе? Что было бы правильно понимать под фразой «постановка целей»?

М.Ж.: Бизнес основывается на наличии ясных и четких целей. Они могут быть абсолютно разными, и не всегда выражены в деньгах. Однако не всегда формальные и заявленные цели являются настоящими. В спорте такого нет, там работает совершенно другая модель постановки целей, что было бы, на мой взгляд, намного эффективнее и в бизнесе. Разрабатывается четкая последовательность действий из будущего к настоящему моменту.

Приведу пример из бизнеса, работающий по подобной схеме. Крупный российский сотовый оператор, с которым я работаю, вдохновляет своим лидерским настроем. Он хочет стать лидером на рынке сотовой связи, на который вышел последним. В московском регионе сейчас это технически лучшая сеть и вплотную догоняет других игроков по выручке. Почему? В определенный момент руководители поставили себе цель стать лидерами через пять лет. Дальше они начали раскручивать эту цель в обратную сторону вплоть до настоящего момента и смотреть пошагово, что им нужно для этого сделать.

К сожалению, чаще всего в бизнесе происходит наоборот: вместо того чтобы в начале года придумать вдохновляющую цель на будущее, руководители компаний подводят итоги прошлого года и прибавляют к этому проценты, примерно соответствующие росту рынка.

E-xecutive: А можно поподробнее, как это работает?

М.Ж.: Когда человек думает в настоящем о каком-то будущем (о завтрашнем дне, на полгода вперед), то чаще всего он смотрит в прошлое, потому что там есть огромный опыт. Это называется «плюс-минус предсказуемое будущее». 80% компаний двигается по такой схеме, а точнее «плывет по течению». А это значит, что они не имеют целей из будущего, делая проекцию прошлого.

Po-techenuy.jpg

Рис.1

Другая ситуация, когда человек ставит перед собой цель и начинает свое настоящее подстраивать под желаемое будущее. В любой момент можно остановиться, проанализировать свои действия и сменить тактику. К прошлому полезно обращаться только в том случае, если стоит вопрос о выживании. Для прорыва и создания чего-то экстраординарного подходит только взгляд в будущее.

V-buduschee.jpg

Рис.2

E-xecutive: Кто успешнее в бизнесе, спринтеры или стайеры?

М.Ж.: Лучше всего золотая середина. В книге Джима Лоэра и Тони Шварца «Жизнь на полной мощности!», авторы которой сначала были тренерами в спорте, а потом в бизнесе, говорится о том, что нельзя быть продуктивным, если вы постоянно нагружены работой. В спорте используется метод периодизации, который придумали еще в СССР в 1960-х годах: когда регулярно, через определенный промежуток времени нагрузка повышается, а потом организм получает отдых. Благодаря этому можно выйти на новый уровень достижений. С графиком работы «24х7» невозможно выйти на пиковый результат. В бизнесе не нужно делиться на спринтеров и стайеров. Нужно поставить себе далекую цель и добиваться ее чередой спринтов через реализации различных проектов. Доделывая работу – давать себе отдохнуть, выключить телефон, уехать. А потом снова взяться за новый проект. Поэтому-то «24х7» – наиболее неэффективенный график. В спорте никогда ни один спортсмен не станет чемпионом, если будет одинаково интенсивно тренироваться с 9 до 18 пять дней в неделю.

Etapy-nagruzok.jpg

Рис.3

E-xecutive: Какими вы видите перспективы тренингового бизнеса в России?

М.Ж.: Наша компания выделяет три компонента эффективности: знания, навыки и отношения. Если еще пять лет назад все тренинги были обращены в сторону первых двух компонентов, то сейчас в области знаний и навыков у руководителей компаний почти нет проблем, и вопрос недостижения каких-либо результатов лежит в области взаимоотношений: открытости, командной работы, ответственности, лидерства и т.д. Мы замечаем, что многие топ-менеджеры начинают понимать – в этой области кроется огромный ресурс для создания прорывов. Также и у чемпионов мира: знаний и навыков предостаточно, и вопрос выигрыша лежит только в области его осознанности и внимания к себе.

Беседовала Анна Солдатова, E-xecutive

Ваш ответ