Товар «индивидуального пошива» — спасение для малого бизнеса?

2011
03.01


Пару лет назад малый бизнес и помыслить не мог о том, как конкурировать с гигантами на их территории. Сейчас, похоже, гегемонии великанов приходит конец. Потребитель хочет товар, сделанный под его требования. И здесь малые предприятия на коне: им помогают интернет и гибкость структуры. Как это работает? Проще, чем можно подумать.

Тяжело живется нынче малому бизнесу. Рыночные ниши ищутся с трудом, дохода приносят, как правило, немного, а самые многообещающие уже заняты крупными компаниями. Действенных инструментов против китов индустрии не так уж и много. Один из них – это персонализация продукта под требования потребителя.

 

Данный вопрос освещался на E-xecutive год назад. Тогдашний директор по стратегическому маркетингу компании МТС Гарретт Джонстон вдохновенно говорил о тектоническом сдвиге, причина которого – стремление к оригинальности и желание получить товар, сделанный именно для него. Следовательно, не за горами эра перехода от массового производства вещей к товарам, сделанным по заказу потребителя. Гарретт приводил в пример одежного гиганта Nike с его кроссовками, которые можно в изрядной степени персонифицировать. При этом, как подчеркивал ирландец, для производителя (особенно крупного) такой подход выгоден со всех сторон. Не нужно держать большой запас сырья и рисковать, выводя на рынок новую расцветку спортивных туфель, ведь заказавший ее клиент уже оплатил.

 

Вопреки прогнозу Гарретта, перспективу нового подхода почуяли как раз малые компании, а не большие. Они меньше, они проворнее, они на короткой ноге с потребителем и главное – они умеют слышать то, о чем он их просит. Сайт Aol Small Business рассказывает о нескольких старт-апах, которые, по меткому выражению редакторов, делают для людей то, что люди хотят. И с каждой проданной единицей продукта загоняют гвозди в крышке гроба массового производства.

 

Искусство

 

Что может быть более персонифицированным, чем ваша собственная ДНК? Разве что картина, написанная по хитрому алгоритму расшифровки ваших генетических маркеров. Созданием этих донельзя неповторимых произведений искусства занимается компания DNA11, бизнес которой – причудливый синтез науки и живописи. Обзавестись картиной довольно просто. Отправляете в специальном контейнере образец слюны, оплачиваете счет (от $200 до $1 тыс.) и получаете готовую картину. «Генетические» картины хранятся даже в музеях современного искусства.

 

Шоколад

 

У вас есть шоколад, который устраивает вас абсолютно по всем параметрам? Если есть, то поздравляем – вы везунчик. Бывает, сладкоежки десятилетиями ищут свой вкус. Но если знать о существовании компани Chocri, разгадка может оказаться ближе, чем вам кажется. Тут сделают шоколадку вашей мечты. Правда, цена вопроса — $8, что существенно выше рынка. Но отведать сладость, созданную по вашим заявкам – ничто по сравнению с презренными американскими бумажками.

 

Рубашки

 

Сегмент рубашек на заказ особенно бурно расцвел после кризиса, когда испуганный покупатель не был готов тратиться на сорочки от Thomas Pink и Burberry, но при этом хотел выглядеть представительно. Дэнни Вонг и его бренд Label успели вовремя. Онлайн-конструктор позволяет пользователю самому разработать сорочку для себя, не вставая с кресла и не платя за «индпошив» космических денег.

 

Занимательная генеалогия

 

Проект Kidlandia предпринимателя Брайана Бэкуса родился из попытки представить генеалогическое древо семьи в доступной форме его детям. Привычная схема была расширена за счет мест проживания предков, благодаря чему ребятишки Брайана учили не только историю, но и географию своей семьи. На такое оригинальное генеалогическое древо сразу нашлись охотники.

 

Духи

 

Дарить кому-то парфюм и надеяться на собственный вкус – затея заведомо провальная. Другое дело – «собрать» желанный аромат, из простых запахов, как ребенок собирает из кубиков пирамидку. Базирующаяся в Великобритании Perfume Studio предоставляет такую возможность, делая под заказ «сложносчиненные» ароматы из 18 компонентов.

 

Сухие завтраки

 

Еда – вот есть разгуляться где настоящему кастомизатору! Даже такая банальная вещь, как сухие завтраки, может быть составлена необычно. Например, смешана из уже готовых хлопьев. Так поступили основатели Me & Goji. На своем сайте они, выражаясь винным языком, предлагают покупателям составить купаж сухих завтраков. Рынок огромный, ведь хлопья в Америке едят 95% семей.

 

Велосипеды

 

Маленькая компания Villy Customs из Далласа – воплощенный ночной кошмар для всемирно известных производителей велосипедов. Она строит бизнес на любовь горожан к клубу Dallas Cowbows, который регулярно становится чемпионом лиги по американскому футболу. Почти 30 цветов рамы, полтора десятка цветов навески, пять цветов цепи, 11 видов покрышек и еще несчетное число всяких финтифлюшек – другим велосипедным фирмам и не снилось.

 

Насколько широким может быть наступление «индпошива» на массовый рынок? По прикидкам одного из экспертов, «кастомный» продукт может откусить 15-20%, но не более. И бутылочным горлышком тут выступает то самое вовлечение, когда для создания продукта присутствие потребителя обязательно. Хотя и 15-20% — доля достаточно солидная. Настолько, что жаловаться на нее просто грех.

Источник: E-xecutive.ru

Ваш ответ